За последние пару лет мы несколько раз выпускали материалы, посвященные мейджорам или TI по Dota 2, в духе: «Это один из худших турниров / фанаты в ярости». И действительно, причин для критики было много. Ивенты по Dota 2 изобиловали техническими неполадками, крашами игр, долгими паузами и, как следствие, полными коллапсами расписания. Всего этого удалось избежать на ESL One Berlin Major 2023. К тому же турниру повезло с выходом нового патча, из-за чего сама «Дота» выглядит свежей. Да и вообще все кажется идеальным, можно сказать: «Вот он, идеальный мейджор». Вот только почему-то ощущения праздника и вайба мейджора нет совсем. Что же не так с ESL One Berlin Major 2023 — обсудим в материале Cybersport.ru.
Прежде всего давайте поговорим о сильных сторонах мейджора. ESL делает добротный, качественный продукт, который стабильно держит высокую планку. Все матчи начинаются точно в срок, перерывы между картами минимальны. Официальная англоязычная трансляция проходит без технических накладок: качество картинки, нормальный звук, статистика — все на месте. Появилась прикольная фича, которая сравнивает драфты второй и первой карт, показывая, как команды изменили свои пики/баны.
Новая фича в интерфейсе
В студии аналитики есть Питер ppd Дагер и Йохан n0tail Сундштайн, что еще надо для счастья? Последний, кстати, еще и просто очаровательно комментирует матчи, особенно если в них происходит что-то яркое и необычное.
Ну и, конечно, сама «Дота» получается довольно разнообразной и увлекательной. Команды много экспериментируют, порой ошибаются (и умирают от Терзателей), осваивают новые механики (как, например, Aster, задержавшая Рошана) прямо по ходу карт, частенько переворачивают мертвые игры. На такое смотреть — одно удовольствие. К тому же в этот раз у СНГ будет свой представитель на турнире аж до последнего дня чемпионата, а возможно, 9 Pandas и в гранд-финал попадут. А еще этот турнир подарил нам сразу несколько красивых историй стендинов: Владимир RodjER Никогосян c 0/7 в DPC уже в топ-3 мейджора, критикуемый всем комьюнити Иван MinD_ContRoL Бориславов неожиданно начинает демонстрировать отличную «Доту» и радуется жизни с OG, и, конечно, Саид Самаил SumaiL Хассан, который вновь начал хозяйничать на центральной линии и выдавал изумительные игры, несмотря на то что ему приходилось общаться с тиммейтами с помощью колеса чата.
Все это здорово, и за эти аспекты турнир можно отметить и похвалить. А теперь перейдем к тому, что отталкивает в берлинском мейджоре.
Всего три дня матчей со зрителями
До игр на сцене при болельщиках добралось всего восемь команд. Организаторы решили проводить в таком формате только последние три дня мейджора. Нечто подобное было на The International 11, где на большую сцену вообще вышло всего четыре коллектива. Тогда мало кто из зрителей воспринял это позитивно. Однако на TI11 хотя бы весь плей-офф игрался с болельщиками, пусть и на более скромной площадке. ESL же почти все игры мейджора опять провела в своей подсобке. И если для группового этапа это нормально, то в матчах на вылет из-за подобной локации теряется вся эмоциональная составляющая.
Сцена — это всегда драйв и нервы, пусть даже в зале будет не 10 тыс. человек, а всего 200. Это смотрится и воспринимается просто иначе. В результате большая часть мейджора ощущается как очередной RMR-турнир в CS:GO или вообще коммерческий ивент на $100 тыс.
Ну и уже даже странно вспоминать о том, что когда-то на мейджорах были церемонии открытия со всякими шоу, танцами, музыкой, дополненной реальностью и прочими вау-эффектами. У ESL One Berlin Major 2023 был короткий ролик про битву Dawnbreaker и Night Stalker, впервые показанный еще пару месяцев назад. Более чем уверен, что 90% зрителей пропустили это видео и даже не знают о его существовании.
«Мертвый» зал
Насколько бы плохо организованным ни был The Lima Major 2023, он получился ярким и увлекательным — во многом именно благодаря фанатам. Комьюнити Dota 2 вообще слабо представляет себе, что такое фанатская культура и как надо болеть (не только за любимую команду, а в целом за игру). У собрата «Доты» — CS:GO — с этим все в целом гораздо лучше. И вот в рейтинге скуки среди и без того тихих и неинтересных фанатов «Доты» европейские болельщики определенно на первом месте. Многие в свое время (во времена TI9) критиковали китайцев за то, что те неистово топят за свои команды и чуть ли не освистывают соперников. Но китайцы давали хоть какие-то эмоции и ощущение спортивного соревновательного события. На европейских турнирах по Dota 2 такого нет в принципе. Здесь не будет барабанов, кричалок, сгруппированных секторов фанатов конкретной команды, каких-то перформансов. Все, что останется, — хлопанье в ладоши и такое протяжное хиленькое «У-у-у» (в момент, когда тебя показывает камера). Как говорится, при всем уважении, мы тут на спортивном событии или пришли насладиться «волшебной флейтой»? Непрекращающийся спам в чате Twitch сообщений Dead Crowd, пожалуй, показывает, что многим зрителям на трансляциях не хватает вайба нормального зрительного зала.
Вот если бы ESL провела мейджор в Перу...
Перенасыщение из-за DreamLeague
Это пункт, который вообще никак не зависит от организаторов, однако на общее впечатление от турнира все равно влияет. Между мейджором и DreamLeague Season 19 прошло всего несколько дней. При этом DreamLeague получилась невероятно долгим и искусственно растянутым турниром, где некоторые команды уже по два-три раза друг с другом встретились. Этот марафон «Доты» был довольно бессмысленным и беспощадным, ведь многим участникам и самим было не особо интересно (тогда все ждали патча). И вот сразу после DreamLeague мы получаем примерно такой же турнир — с тем же набором команд, в таком же, по сути, онлайн-формате (ведь чем подсобка на мейджоре отличается от буткемпа в Сербии?).
Да, сами матчи по своей сути другие: новые персонажи, темп игры, стратегии и так далее. Но вывеска у них та же самая. Битва двух лучших команд мира (Liquid и Gladiators) должна восприниматься как суперсобытие, но когда мы видим это противостояние уже в условный десятый раз за два месяца, оно становится чем-то обыденным и проходным. Если бы не пара Gladiators и 9 Pandas, которая стараниями Романа RAMZES666 Кушнарёва и Квина Quinn Каллахана получила хоть какую-то остроту, то интригующих вывесок на мейджоре бы в целом не было.
Источник: t.me/GaiminGladiatorsGG
Выходит, что фанаты Dota 2 получают или мейджор с четырехчасовыми задержками и кабинками, которые ремонтируют прямо по ходу плей-офф, или абсолютно рафинированный и в каком-то плане конвейерный турнир от ESL.
Источник: cybersport.ru